В прогимназии функционирует мини-музей казачьей культуры и быта.
В настоящее время мини-музей – это центр народной культуры прогимназии. В нашем мини-музее Донского края собрана домашняя утварь: различная посуда, утюг, коромысло, прялка, старинные полотенца, рушники и т.д. Воспроизведена одна из комнат в курене с печкой, «красным углом», лавками вдоль стен, кроватью с горой подушек, половиками ручной работы на полу и т.д. На полках разместились кувшины, крынки, кружки. На одной из стен размещены картины наших земляков - батайчан Б.Белинского, Б.Щербакова, в работах которых воспета красота донской природы. И это все было создано благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей.
Постепенно приобщаясь к традициям казачьего субэтноса, к изучению истории Донской земли, быта, традиций, культуре людей, ее населяющих в своих рассказах, во время просмотра видеофильмов, чтения книг о родной земле дети сами захотели поделиться своими знаниями.
Так, начиная с третьего года обучения в прогимназии, юные экскурсоводы проводят в мини-музее экскурсии для детей средней, старшей, подготовительной групп прогимназии на тему «Природа родного края». Для детей 1 и 2 классов – экскурсия «Быт и жилье казаков», а для 3 и 4 классов «Известные люди Донской земли». Во время экскурсии дети узнают:
- почему реку Дон называют Тихим Доном, Доном Ивановичем, откуда берет начало эта река и куда она впадает;
- какие народы жили и живут на Донской земле;
- о городах и селениях Ростовской области;
- о великолепии донских степей, разнообразии животного и растительного мира;
- слушают песни казаков, стихи и отрывки из произведений наших поэтов и писателей земляков и др.
Занятия в музее позволяют детям прикоснуться к живой истории своей Малой Родины и своего народа, а не быть пассивными слушателями на очередном уроке. Попадая в музей, посетитель может вступить в диалог, эмоциональный контакт с разными, параллельно существующими в одном пространстве мирами. Это мир самой идеи музея и ее целостного воплощения, миры материалов, использованных при создании музея, миры отдельных музейных предметов. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.