Фильм о прогимназии

volshebniki

При поступлении в первый класс ребенок должен отвыкать от прежних условий жизни и приспосабливаться к новым, так протекает любая адаптация. Если родители занимались подготовкой ребенка к школе, то процесс адаптации идет благополучно и через пару месяцев первоклассник прекрасно себя чувствует рядом с учителями, ориентируется в школе, заводит в классе новых друзей, идёт в школу с радостью и с желанием рассказывает родителям после школы, что было сегодня ему интересно. Но иногда бывает и так, что ребёнок не хочет идти в школу, боится расставания с родителями, начинает часто болеть, худеет, теряет аппетит, в школе не общается с педагогом, ведёт себя замкнуто и в особо тяжёлых случаях теряет навыки самообслуживания, может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать. Это признаки того, что у малыша наблюдается школьная дезадаптация. Причины могут быть совершенно разными, но чаще всего они связаны с не готовностью ребёнка к школьному обучению, обусловленной физиологическими, психологическими или социальными факторами.

Анализируя обращения родителей первоклассников за психологической помощью, хочу остановиться на наиболее распространенных причинах их запросов:

Страх расставания с родителями.

«Ребенок не хочет идти в школу, что делать? Ребенку семь лет, надо учиться, а он не хочет! Каждое утро слезы и истерика, а вчера так вообще с температурой слег, врача пришлось вызывать... Как быть?» Причём родители сами испытывают страшную тревогу за ребёнка: «А вдруг с ним что-то случится, а меня нет рядом. А если он не будет успешен?»

Для начала попытаемся проанализировать ситуацию. Чаще всего, нежелание садиться за парту связано с тем, что ребенок, который растёт с родителями и бабушками-дедушками и привыкший к всеобщей любви и вседозволенности, просто морально не готов перейти на строгий школьный режим - 40 минут смирно сидеть за партой и внимательно слушать учителя. Тревога родителей ребёнка при этом усиливает страхи самого малыша.

В этом случае, причина отказа идти в школу связана с тревогой, которую испытывает ребенок, отправляясь в школу. Любое расставание с родителями вызывает у него протест, он чувствует себя комфортно только среди знакомых людей и вещей, требует к себе особого внимания со стороны родителей.

Страх перед одноклассниками.

Страх перед школой может быть вызван и необходимостью подчиняться правилам, отличающимся от домашних. Они непривычны для ребенка. Плюс ко всему малыш может опасаться, что окажется в окружении других детей, которые отнесутся к нему недоброжелательно, будут над ним смеяться, если он еще не очень хорошо, например, читает или считает.

Ребенок, особенно единственный, привык быть лидером. Сейчас он - один из многих в классе. Отсюда может быть еще одна проблема: боязнь показать плохой результат.

50% детей не умеют справляться со своей тревогой, когда им предстоит отвечать у доски перед всем классом, из-за чего они показывают значительно более низкие результаты или совсем молчат. Если проблема в этом, постарайтесь встретиться с учителем и договориться о том, что, возможно, ребенка пока стоит освободить от ответов у доски. Когда он освоится, приобретет друзей, наладит контакт с одноклассниками, отношение к школе изменится.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью или пресловутый СДВГ.

Это особенная категория детей, отношения со школой у которых складываются трудно, болезненно, с высоким напряжением. Причём трудно всем: и детям, и их родителям, и педагогам. СДВГ в последние годы встречается у 9 % детей, чаще у мальчиков. Невнимательность, импульсивность, болтливость, невозможность сосредоточиться ни при каких обстоятельствах - все это свидетельствует о наличии подобного синдрома. Другие признаки тоже не способствуют успешной адаптации:

- бесцельная двигательная активность. Такие дети постоянно норовят куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;

- привычка отвечать на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;

- ребенок не может дожидаться своей очереди в различных ситуациях, он часто мешает другим, пристает к окружающим;

- он не способен усидеть спокойно на стуле, постоянно вертится;

- ребенок не способен справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или своих обязанностей.

Если вашему ребенку свойственны вышеперечисленные качества, а учитель постоянно жалуется на то, что он срывает своим поведением занятия, не откладывайте визит к врачу.   Проконсультируйтесь с психологом - возможно, он посоветует малышу временно побыть в кругу семьи или подобрать более подходящий ему вид обучения.

Вы можете взять направление от школы на прохождение городской психолого-медико-педагогической комиссии, где первокласснику определят маршрут обучения и рекомендуют школе правильно организовать щадящий режим обучения. Это даст право официально пропускать один учебный день в неделю. Что это будет за день, необходимо обговорить с учителем, сказав, что вы будете заниматься в этот день дома, и обязательно следуйте своему решению.

И главное - сделайте так, чтобы ребенок был уверен: вы его любите и уважаете, принимаете его таким, какой он есть, что бы ни случилось, вы всегда на его стороне. Тогда вам будет намного проще преодолеть все возникающие трудности.

Педагог-психолог Фомина Наталья Васильевна.

Несколько рекомендаций всем родителям: «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он мечтает увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос.

2. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.

3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "Смотри, не балуйся!", "Чтобы сегодня не было плохих отметок!". Пожелайте удачи, несколько добрых слов – лучше любого напутствия.

4. Забудьте фразу: "Как ты себя сегодня вёл на уроках?". Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

5. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.

6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Скажите учителю «Мы дома во всём разберёмся». Ещё лучше, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха. Занятия вечерами для первоклассника вообще не имеют смысла.

8. Не заставляйте делать все задания сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.

9. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку. Поиграйте в его любимые игры. Устройте «кучу малу» или бой подушками, посмейтесь от души.

10. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.

11. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные признаки переутомления. Оставьте его дома.

12. Учтите, что даже взрослые любят сказку на ночь, песенку, ласковое поглаживание, расслабляющий массаж. А для ребенка это и лекарство от страха и снятие накопившегося за день напряжения, и ресурс для завтрашнего дня.

13. Показывайте ребёнку своё положительное отношение к школе и к учителю.

Яндекс.Метрика