soc-reklama

1

   Фильм о прогимназии

volshebniki

http://img-fotki.yandex.ru/get/5209/84718636.8/0_150a89_e9904302_orig

Развитие цивилизации, резкая интенсификация обучения, увеличение объема знаний, предлагаемого для усвоения учеником, привели к тому, что число учащихся, имеющих функциональные отклонения, неуклонно растет за счет уменьшения количества абсолютно здоровых школьников. Исследования Н.Н. Куинджи и Н.Б. Коростелева, свидетельствуют о том, что уже в младшем школьном возрасте некоторые дети попадают в зависимость от алкоголя, табака и наркотиков.
Признавая особую роль здоровья подрастающего поколения, общество вынуждено возложить ряд задач на систему государственного образования по сохранению и созиданию здоровья школьников. Конвенция ООН «О правах ребенка» и «Всемирная декларация  об обеспечении выживания, защиты и развития  детей» так же придают этому большое значение, подчеркивая, что образование должно стать здоровьесберегающим.

Значимость работы образовательных учреждений обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности ;
во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что школа должна стать решающим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. Проблема сохранения и укрепления здоровья является составной частью этих отношений и носит социально-педагогический характер. Решение ее во многом зависит от школы, от того насколько условия учебно-воспитательного процесса способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию представлений о здоровом образе жизни.
В Законе Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 28) подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
Все это выдвигает перед системой образования требования реализовывать в ходе учебно-воспитательного процесса не только основные положения наук о здоровье, но и обеспечить воспитание у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни и навыков культуры здоровья.
Культура здорового образа жизни не может рассматриваться вне контекста культуры той среды, в которой человек живет.
Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.
В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой.
Таким образом, здоровый образ жизни младшего школьника имеет прямую зависимость от социальной среды, в которой он  находится, а это, как правило, семья и школа.
В педагогической энциклопедии говорится: школа - это особый социальный институт, социальное образование, предназначенное для организованного обучения и воспитания подрастающего поколения» . Здесь происходит социальное воспитание и социализация ребенка, который приходит в школу семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17—18 лет.
Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной сферы, в которой он функционирует.
Стратегическая цель школы - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы .
Школа, наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, выполняет  такие функции как:
а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая;
б) социально-преобразующая;
в) социально-защитная;
г) здоровъесберегающая и реабилитационная;
д) культуропреемственная и культуротворческая.
Но современная ситуация требует усиления воспитательных, личностно-образующих  функций школы как основного образовательного учреждения, требует чтобы школа была не просто учебной, а социально и личностно-развивающей, воспитательной системой. И одной из важнейших задач современной школы остается формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у школьников.
В настоящее время в учебно-воспитательном процессе выделена группа факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

- недостаточная двигательная активность;

- нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;

- школьная дезадаптация;

- нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;

- нарушение организации питания;

- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;

- неблагоприятный психологический микроклимат  в семье и школе.

Все эти факторы риска присутствуют в полном объеме в  массовой школе, так как нет необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Таким образом, сложившаяся система школьного образования, несмотря на стоящие перед ней задачи, не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни.

В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменения привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности, угнетению регуляторных механизмов и дезадаптации.
Дезадаптация – использование ребенком, подростком или взрослым деструктивных для общества и развития личности стратегий самореализации. Такие дети нуждаются в комфортных условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей.
Поэтому на сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения, что затруднительно, а иногда невозможно в стенах массовой школы.
И как альтернатива решения этих проблем, в последнее время возникает новый тип образовательного учреждения для детей дошкольного и  младшего  школьного возраста – «школа-сад», «прогимназия».

Прогимназия — (от лат. pro — перед и гимназия) — вид общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста с 4-х до 10 лет. По ведущей деятельности, по доминантному ядру прогимназию можно отнести к академическому типу социально-ориентированных школ.

Этот вид учебного заведения был учреждён в Российской империи в 1864 году. В прогимназии было четыре класса образования, соответствовавших четырём младшим классам гимназии. Прогимназии были мужские, женские и военные.  В связи с изменением социально-политической ситуации в стране  прогимназии были частично упразднены, частично перепрофилированы   в народные массовые школы. Поэтому слово «прогимназия» в словаре обозначено как устаревшее, вышедшее из употребления. До недавнего времени это было справедливо. Однако в начале 90-х годов XX века прогимназии в России начали возрождаться. В 1997 году вступило в силу типовое положение Министерства образования России об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, определяющее функции прогимназий.
В настоящее время прогимназия - это образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста (с 3 до 10 лет), реализующее общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования, с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Правовыми основами развития и функционирования дошкольного и начального образования в России являются документы, принятые международными организациями: Международная Конвенция «О правах ребенка», Декларация прав ребенка, а также законы Российской Федерации: Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003г., «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях от 28.11.2002, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (1997г)., Устав образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Особенности работы учреждений такого типа состоит в осуществлении образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, а также создании оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического, психического  и социального развития воспитанников и обучающихся.
Проблема преемственности организации и содержания учебно-воспитательного процесса в системе «детский сад-школа» обусловлена резким снижением практически здоровых детей, увеличением количества отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы в дошкольном и  младшем школьном возрасте, насыщенностью учебных программ, интенсификацией учебного процесса, вызванных научно-техническим прогрессом, компьютеризацией и обилием информации.   
«Преемственность» - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного «старого», связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Н.Ф. Виноградова рассматривает преемственность детского сада и школы, с одной стороны, как максимальную приближенность подготовки детей к школьным требованиям, с другой стороны, как соответствие школьных требований сложившемуся уровню развития детей. Таким образом,  прогимназия  сглаживает сложности, характерные для перехода ребенка из детского сада в школу. Дошкольное образование как первое звено в системе непрерывного образования выступает основой, базой, на которой выстраивается начальная школа. Начальное образование становится органическим и естественным продолжением процесса воспитания, обучения и развития, начатого в дошкольный период жизни человека и основой успешного перехода к новому этапу развития ребенка на последующих ступенях образования.
Деятельность учреждений такого типа направлена на:
  • обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, содержательную и методическую преемственность между дошкольным и начальным общим образованием;

  • построение воспитательно-образовательной работы на основе медико-психолого-педагогической диагностики;

  • учет склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.

Непрерывность в системе работы прогимназий  на дошкольной ступени, позволяет решить задачи по приобщению детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечению эмоционального благополучия ребенка, развитию его положительного самоощущения; способности к творческому самовыражению; стимулированию коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитию компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включению детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми разного возраста.
На ступени начальной школы непрерывность способствует развитию у детей  осознанного принятия ценностей здоровья и здорового образа  жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними; активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); желанию и умению учиться; готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию; самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности; индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Возможность создания единого образовательного пространства в прогимназии для школьников, способствует снижению факторов риска в учебно-воспитательном процессе, реализации работы по формированию здорового образа жизни ребенка, эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному и эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности и здоровья. Это происходит, благодаря тесному взаимодействию педагогов, узких специалистов, медицинских работников и родителей.
Возможность введения в штат прогимназий медицинских работников   (врача-педиатра, старшей медицинской сестры, методиста-инструктора ЛФК, массажиста, стоматолога и др.), учителя физкультуры, учителя ОБЖ позволяет комплексно решать физкультурно-оздоровительные задачи, а также использовать более широкий спектр профилактических мер по оздоровлению детей: закаливание, физиотерапия, бальнеотерапия, фитотерапия, витаминопрофилактика, оздоровительный массаж, корригирующая гимнастика, ЛФК, уроки физической культуры и ОБЖ, занятия ритмикой, спортивные секции и кружки.
Основным способом диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей в большинстве прогимназий является система медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся.  В этом случае с проблемами воспитания и обучения детей с ослабленным здоровьем  помогает справиться психолого-медико-педагогический  консилиум (ПМПк), в который входят: педагог-психолог, учитель логопед, врач педиатр, социальный педагог и другие специалисты.
В задачи ПМПк  входит: комплексное медико- психолого- педагогическое обследование детей; создание на основе результатов обследования индивидуальных программ развития, включающих программы компенсации коррекции имеющихся нарушений развития; отслеживание результатов обучения и оперативное внесение изменений в индивидуальную программу; осуществление консультативной помощи педагогам и родителям; методическая работа, направленная на корректировку и адаптацию образовательных программ в соответствии с возможностями учащихся, а также психологическое сопровождение адаптационного периода при переходе из дошкольного звена в начальную школу, поступлении в начальную школу младшего школьника.
В отличие от обычной начальной  школы в прогимназии  особый режим работы, так называемая «школа полного дня» (например, с 7.00 до 19.00).
Режим «Школы полного дня» позволяет создать новый тип школы, открытой целый день, обеспечивающей максимальное раскрытие способностей ребенка, его всестороннее психосоциальное развитие, формирование культуры здорового образа жизни, через коллективную совместную деятельность обучающихся с учителем.
Поэтому реализация воспитательных задач возможна не только в учебном процессе, но и во внеурочное время.  Работа прогимназии включает четкое выполнение режима дня, 4-х разовое сбалансированное и рациональное питание, дневной сон (1 классе), соблюдение воздушного режима в помещениях и максимальное пребывание детей на свежем воздухе (прием детей на свежем воздухе, прогулки), динамические паузы, занятия в кружках и клубах по интересам, развитие двигательной активности, чередование и дозировка различных видов деятельности, обеспечение психологического комфорта.
Режим полного дня позволяет вовлекать учащихся в разнообразные формы занятий физическими упражнения-
ми и спортом. Нахождение детей в прогимназии в течение всего дня является хорошей профилактикой таких проблем, как безнадзорность, различные формы девиантного поведения.  
Создание благоприятной психологической обстановки, развивающей предметной и двигательной среды, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интересы и потребности в разнообразных формах  жизнедеятельности.
Можно сделать вывод, что работа такого учреждения, как прогимназия, теоретически, способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья младшего школьника, благодаря:
  • непрерывности и преемственности в системе работы (использование единой образовательной программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, соответствующей требованиям Госстандарта дошкольного и начального общего образования; легкая адаптация дошкольника  к школьным условиям);

  • режиму «Школы полного дня», так как деятельность детей в свободное время от уроков  организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов, и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических, познавательных, творческих, коммуникативных;

  • использованию более широкого спектра профилактических мер по оздоровлению детей, чем в массовой школе (например: закаливание, физиотерапия, бальнеотерапия, фитотерапия, витаминопрофилактика, оздоровительный массаж, корригирующая гимнастика, ЛФК, уроки физической культуры и ОБЖ, занятия ритмикой, спортивные секции и кружки др.);

  • возможности создания единого образовательного пространства и здоровьесберегающей среды.

Ломова Мария Анатольевна
Яндекс.Метрика