Фильм о прогимназии

volshebniki

Консультация для родителей «Что такое синдром третьей четверти»
подготовила педагог-психолог Кашина Н.Ф.

Школьные психологи все чаще говорят о новом явлении – «синдроме третьей четверти». Этим термином называют постоянную усталость школьников, головные боли, сонливость, рассеянное внимание, жалобы на плохое самочувствие.
Ребенок едва доживает до новогодних каникул, пытается отоспаться во время праздников, но после каникул, вопреки всем ожиданиям, все признаки усталости не только не исчезают, но, напротив, нарастают.
В детстве мы все не любили третью четверть – самую трудную и нескончаемую. Она длится дольше трех других – почти два с половиной месяца. Да еще погода холодная, световой день короткий, нового материала на уроках много, контрольные самые трудные. Врачи добавляют: в этот период дети чаще болеют острыми инфекциями, плюс у них
начинается весенний авитаминоз…
Что же происходит с детьми в середине учебного года?
Педагоги и врачи называют это снижение работоспособности зимой и к началу весны синдромом третьей четверти.
Чтобы правильно оценить серьезность ситуации, попробуйте ответить на следующие вопросы.
Ребенок:
- делает «глупые» ошибки в тетрадях по тем предметам, в которых раньше был успешен;
- подолгу сидит без дела, погруженный в себя, или бессмысленно манипулирует предметами;
- не может заставить себя сесть за уроки, либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться, хотя раньше этого не наблюдалось;
- более чем обычно вял, плаксив, сонлив;
- засыпает в непривычное для него время;
- грубит или обижается больше обычного;
- не сразу реагирует, если к нему обращаешься;
- во время письма часто меняет почерк;
- сидя на стуле, принимает следующую позу – нога под себя, голова на руке;
- стал прогуливать уроки;
- когда рисует, использует в основном коричневые или черные тона;
- испытывает головные боли во второй половине дня;
- появились темные круги под глазами;
- «подхватывает» любую инфекцию.
Если хотя бы на семь вопросов вы ответили положительно, то ваш ребенок стал жертвой синдрома третьей четверти.

Причины развития синдрома третьей четверти и пути его преодоления…
Знакомы ли вы с таким понятием как цикадные ритмы? К ним относятся ритмы смены дня и ночи, ритмы смены времен года, жизненные возрастные ритмы и многое другое. Нормальная смена ритмов во многом управляет нашим настроением и даже поведением, а значит, играет важнейшую роль в нашей жизни. Так, зимой, когда световой день становится короче нам тяжело вставать по утрам и раньше, чем летом, хочется спать. С одной стороны, на помощь приходит освещение, но с другой стороны такое искусственное удлинение светового дня противоречит программе, которую дала нам природа. А если организм ребенка ослаблен, к примеру, перенесенными заболеваниями или большой нагрузкой, то преодолевать эту программу становится тяжело и, в конце концов, происходит сбой.
Тяжело преодолевается и нехватка дневного света. Знаете ли вы что труднее всего мы переносим не низкую температуру, а именно длительное отсутствие солнца, чем дольше мы недополучаем света, тем больше угнетается иммунная система, тем чаще мы болеем. Если ребенок просится полежать или жалуется на головную боль, обязательно посоветуйтесь с врачом: именно в эти периоды наиболее часто проявляют себя скрытые и хронические заболевания.
Тяжелее всего преодолеть синдром третьей четверти первоклашкам и пятиклассникам. Связано это в первую очередь со стрессом, вызванным изменением социального статуса. Наиболее уязвимыми оказываются также дети так называемых критических периодов – первого года жизни; те кто должен привыкать к детскому саду; вступившие в период полового созревания; выпускники школ. Детям этих возрастных групп необходима помощь в преодолении стресса. Поэтому они больше других нуждаются в помощи родителей.
Совет родителям и учителям
Как отметили психологи, насколько важно организовать режим ребенка так, чтобы он высыпался и не шел утром в школу полусонным потому, что так он будет больше уставать. После школы не следует заставлять его сразу делать домашнее задание, особенно самые трудные уроки – это неэффективно. Кроме того, крайне необходимо гулять на свежем воздухе 1-1,5 часа в день (для младших школьников 2-2,5 часа).
Распределяя учебный материал на год, педагогам нужно учитывать, что февраль – самый сложный месяц. Желательно построить программу так, чтобы не проходить новый и сложный материал в это время, а остановиться, оглянуться, закрепить и подтянуть пройденные знания. Как отмечал Януш Корчак, ребенок растет и развивается, а это огромный труд. У детей интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя, врастает в жизнь, растет днем и ночью. Для родителей и учителей важно понимать фразу «труд развития» и учитывать это, занимаясь воспитанием и образованием детей.
Выходной должен быть настоящий
Выходные дни должны быть настоящим отдыхом. Большинство школьников хронически недосыпает и мало двигается, поэтому в эти дни необходимо хорошо выспаться и подольше побыть на воздухе, и не делать уроков вообще, приготовить их в пятницу.
И завтрак и обед
Ребенок любого возраста должен завтракать перед школой. Избегайте бутербродов и прочей сухомятки. Каша, блинчики, любимый салат и непременно фрукты или овощи. Яблоко или другой фрукт дайте с собой в школу, неплохо если он возьмет сок, витаминизированный батончик из мюсли. Если учебный день долгий, лучше позаботиться о горячем обеде в школе. Питание должно быть 4-5-разовым, конечно, здоровым без обилия сладкого, жареного, жирного.
Доброе слово творит чудеса
И не забывайте почаще хвалить ребенка, даже если его успехи пока невелики. Чем больше хвалите, тем больше он старается.

Источник: http://www.stranamam.ru/post/2597762/

Н.Ф. Кашина 
Какие же они, современные дети? Сегодня этим вопросом озадаченны многие ученые. Попробуем разобраться и «нарисовать» психологический портрет современного младшего школьника.
Работая педагогом-психологом в негосударственном образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»,  я взаимодействую с детьми разных возрастов. Ребята приходят в наше учреждение  трехлетними малышами, за ручку со своими родителями, а в 10 лет уходят повзрослевшими, уверенными в себе выпускниками начальной школы. Поэтому о том, как растут, развиваются и меняются современные дети, я знаю не понаслышке.
Исследования психологов последних лет показали, что современные младшие школьники стали более осведомленными, эрудированными, раскрепощенными, чем их сверстники прошлых поколений, но так же для них характерны такие полярные проявления как: доброта и эгоизм, коллективное и индивидуальное, бравада и страх одновременно. Наиболее частая проблема, встречающаяся у детей младшего школьного возраста  – дисгармоничное развитие. Это отставание в развитии эмоционально-волевой сферы (дети инфантильны, несамостоятельны) на фоне развитого по возрасту интеллекта.
Современные дети в настоящее время воспитываются по демократиче-ским принципам, они знают больше своих родителей (в некоторых областях), и между ними разница колоссальная [3]. Основная причина этого, то, что ны-нешние дети растут в совершенно другом, более насыщенном информационном поле.  Дети легко и быстро воспринимают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Однако выполнить творческую  работу или написать сочинение -  проблема. Детям сложно обобщить и систематизировать полученную информацию и придумывать сюжеты. У современных детей  снижена творческая активность [2]. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Они информационно взрослеют раньше, а социально - значительно позже. В общей массе современные ученики начальной школы  менее самостоятельны и часто они не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых.
Также особенно остро обсуждается проблема гиперактивности. Совре-менные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте, дети не желают выполнять указания взрослых и выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать. Такие дети сложнее адаптируются к школе, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и сказывается на успешности обучения и формировании соответствующего поведения.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются. Но герои книжек, мультфильмов и фильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних школьников, их бабушки и дедушки. Раньше для детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей кумирами являются:  Человек-Паук, Бэтмен, Джек Воробей, капитан Америка, вампиры, трансформеры. Герои современных сказок обладают супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. Индустрия развлечений для детей устроена так, что у них нивелируются такие понятия, как, что такое плохо, больно, страшно. Нынешние младшие школьники менее романтичны, они удивительно рассудительны, рациональны и в хорошем смысле прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.
Это в эмоциональном плане, а в воле¬вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, дети проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя».
Особенно эта проблема отчетливо прослеживается в том, что сегодняш-ние ученики начальной школы испытывают определенные трудности в умении решать возникающие со сверстниками конфликты. Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться, а в компьютерной игре или в интернете нет живого общения, игру можно выключить или  перейти на другой сайт. Родители, предпочитая занять ребенка всевозможными секциями и кружками, лишают его свободного общения со сверстниками. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать, или же предоставить свое чадо благам современной цивилизации: телевизору, компьютеру, игровым приставкам. В итоге дети не умеют ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать.
Мы назвали здесь лишь некоторые особенности и проблемы современных младших школьников. Несмотря на изменения, которые происходят в современном мире - дети всегда остаются детьми. Они умеют радоваться, бескорыстно любить, они открыты к общению. Современные дети смелые и стремительные, они не воспринимают жесткие рамки, готовые методики и принципы. Взамен они предлагают свое креативное мышление, новые, нестандартные пути решения любых задач. Они удивительно мобильные и разносторонние, с легкостью овладевают новыми современными технологиями, для них доступна любая информация. У современных детей  больше возможностей развивать свои способности. Следует понимать, что современный мир - это мир индивидуальностей, и у детей есть все для ее развития. Каждое новое поколение уникально,  каждый конкретный ребенок неповторим. Так что залогом гармоничного развития личности младшего школьника будут индивидуальный подход, вниматель-ное отношение к ребенку и позитивный настрой, чтобы наши дети полноценно проживали самый, пожалуй, трудный и важный период своей жизни – детство. Ведь так замечательно, когда будучи взрослым и серьезным человеком можешь с радостью, теплотой и романтической ностальгией вспомнить свои детские годы.
Литература:                                                                   
1. Безруких М. Какой он – современный первоклассник?// Школьный психолог. -  2013. - №2
2. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И А. Лыковой. – М., Цветной мир, 2012.
3. Особенности современных детей  www.topmama.ru
4. Современные дети. Какие они? www.klasnaocinka.com.ua

Ребенок больше всего нуждается
                                  в вашей любви как раз тогда,
                                           когда он меньше всего ее заслуживает.
ЭрмаБомбек.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
3. Своеволием
4. Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.


Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негати-визму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его пре-одолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
• в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• в недовольстве, раздражительности, плаче.
• в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Яндекс.Метрика